Оао По Стрела

В 1925 г. на территории корпусного аэродрома Ленинградского военного округа создается ремонтно-авиационная мастерская (РАМ-3) по ремонту самолетов и моторов. 1 июня 1928 г. РАМ-3 преобразуется в авиаремонтный завод №47. С тех пор дата 1 июня 1928 г. стала днем рождения завода №47 — предшественника Оренбургского машиностроительного завода.

В 30-е годы налаживается тесное сотрудничество с КБ главного конструктора А.С. Яковлева, разработки которого (АИР-6, УТ-1, УТ-2) на несколько лет стали для завода основной продукцией. Яковлев А.С. неоднократно посещал завод и всячески способствовал становлению его, как серийного предприятия. Осенью 1937 г., после легендарного перелета в США через Северный полюс, завод посетил В.П. Чкалов.

К 1937 году полностью освоен серийный выпуск учебно-тренировочных самолетов УТ-1, а в 19ф38-1939 г.г. было изготовлено более 500 учебных самолетов УТ-2. В конце июля 1941 г. из-за неблагоприятного развития военных событий в первые месяцы войны началась срочная эвакуация завода №47 в тыл. Первый эшелон с оборудованием ушел из Ленинграда в Оренбург (тогда Чкалов) 31 июля 1941 г., а уже 25 октября 1941 г. механический цех №4 начал производить первую продукцию для фронта.

В годы ВОВ завод №47 выпускал самолеты: УТ-2, УТ-2М, штабной самолет ЯК-6 конструктора А.С. Яковлева и транспортно-десантный самолет ЩЕ-2 конструктора А.Я. Щербакова. Всего поставлено фронту 1595 самолетов.

В 1954-1958 г.г. завод серийно производил вертолеты МИ-1. Всего их было выпущено 597. Начиная с 1947 г. выпускаются спортивные планеры АН-1, АН-2 КБ О.К. Антонова, десантные планеры ЦЕ-25 конструктора П.В. Цибина, ЯК-14 КБ А.С. Яковлева, самолет ПО-2 в санитарном и пассажирском вариантах КБ Н.Н. Поликарпова. Идет освоение и выпуск штурмовиков-бомбардировщиков ИЛ-10М КБ С.В. Ильюшина.

В 1957-1958 г.г. успешно освоен и обеспечен серийный выпуск беспилотного самолета-снаряда конструкции КБ А.Я. Березняка.

15 октября 1961 г. завод №47 переименован в Оренбургский машиностроительный завод.

В течение 1950-80 г.г. завод выполнял заказы на изготовление ракет 8К11, баллистических одноступенчатых ракет средней дальности 8К63, межконтинентальных баллистических ракет 8К84, 15А20, противокорабельных ракет морского базирования. В 1959 г. боевой ракетный комплекс с ракетой 8К63 был принят на вооружение. Из боевых частей, на вооружении которых находились эти комплексы, были сформированы Ракетные войска стратегического назначения.

В 1974 году 8К84 была снята с вооружения. На смену ей пришли еще более совершенные, обладающие повышенными тактико-техническими характеристиками и боевыми возможностями ракеты новых поколений. В их числе были 8К84М, 8К84УТТХ, 15А20, 15А20У, агрегатно-приборные блоки для 15А30 и др.

Для ВМФ заводом выпускались противокорабельные ракеты морского базирования «Базальт», «Вулкан», «Гранит», «Яхонт». Ракеты «Гранит» стали мощным оружием ВМФ РФ. Сегодня ими вооружены атомный крейсер «Петр Великий», авианосец «Адмирал Кузнецов» и другие надводные корабли и подводные лодки.

В 1961 г. за успешное выполнение заданий правительства завод награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1965-1972 г.г. освоен целый ряд современных, технически сложных изделий. Велась работа над заказами главного конструктора Г.Н. Бабакина по изготовлению блоков автоматических станций, предназначенных для исследования Луны, Марса и Венеры.

18.01.1971 г. указом Президиума Верховного Совета СССР завод был награжден высшей государственной наградой — орденом Ленина. В 70-х годах завод участвовал в программе «Энергия-Буран». 26.12.1984 г. завод награжден орденом Октябрьской Революции.

07.04.1986 г. Оренбургский машиностроительный завод преобразован в «Производственное объединение «Стрела», в состав которого вошли пять специализированных производств. В 1987-1990 г.г. ПО «Стрела» наладило выпуск оборудования для агропромышленного комплекса и его перерабатывающих отраслей.

«Программа развития предприятия в рыночной экономике» позволила выжить объединению в нелегкие годы общественно-политических преобразований в России. По заказам иностранных фирм выпускались ретро-копии самолетов-истребителей времен ВОВ 1941-1945 г.г. ЯК-3М, ЯК-9В, ЯК-7.

Было изготовлено несколько образцов японских самолетов-истребителей «Зеро». По заказам совместной Российско-Американской фирмы «Самолеты Яковлева» на объединении изготавливались самолеты «Медвежонок».

Возобновилось освоенное в 1992 г. производство комплексов воздушной мишени «Дань», предназначенных для боевой подготовки войск.

Начиная с 1999 года ПО «Стрела» участвует в военно-техническом сотрудничестве по производству крылатых сверхзвуковых ракет. Эти работы ведутся в рамках совместного российско-индийского предприятия «БраМос», учредителями которого являются Российское научно-производственное объединение машиностроения и Индийская государственная организация оборонных исследований и разработок (ДРДО).

Во второй половине девяностых годов прошлого столетия ПО «Стрела» совместно с ОАО «Камов» (г. Москва) приступило к освоению производства многофункциональных гражданских вертолетов КА-226. Особенностью компоновки вертолета является модульность его конструкции, обеспечивающая быстрое переоборудование для решения многоцелевых задач. На КА-226 получен Российский Сертификат категории А, подтверждающий выполнение полета и посадки при одном работающем двигателе. Авиарегистр МАК выдал также Сертификат типа СШ-140-КА-226, свидетельствующий о низком (ниже нормы) уровне шума, создаваемом вертолетом на местности, что является весьма важным показателем при эксплуатации машины в непосредственной близости от населенного пункта и в городской черте.

В 1999 г. производственное объединение «Стрела» преобразовано в Федеральное Государственное Унитарное Предприятие «Производственное объединение «Стрела».

В 2006 г. в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 26.08.04 г. №1124-р Федеральное Государственное Унитарное Предприятие «Производственное объединение «Стрела» преобразовано в открытое акционерное общество «Производственное объединение «Стрела».

В соответствии с Указом Президента РФ № 1161 от 13 сентября 2004 г. «Об открытом акционерном обществе «Военно-промышленная корпорация «Научно-производственное объединение машиностроения» в 2007 году ОАО «ПО «Стрела» вошло в состав Военно-промышленной корпорации «НПО машиностроения».

Сегодня ОАО «ПО «Стрела» представляет собой уникальный многопрофильный производственный комплекс, становление которого неразрывно связано с историей отечественной авиации и ракетно-космической техники.

ОАО «ПО «Стрела» выполняет заказы ОАО «РСК «МиГ». Для многофункционального фронтового истребителя МиГ-29 на объединении изготавливаются сложные высокотехнологичные детали подвесного фюзеляжного бака, блоки решеток воздухозаборника.

По договорам с Корпорацией «Иркут» для самолета СУ-30 МКИ изготавливаются сложные детали из титана — пояса центроплана, для двухмест-ного учебно-боевого самолета ЯК-130 — пилоны и подвесные топливные баки.

По заказам ФГУП «ГКНПЦ им. Хруничева» объединение поставляет детали и узлы на ракету-носитель «Протон», для ФГУП «НПО им. С.А. Лавочкина» — детали и узлы головного обтекателя и разгонного блока на аппараты для планетных исследований, в частности для «Фобос-Грунт».